Получение лицензии на право пользования недрами с целью добычи подземных вод

Ведущий специалист-гидрогеолог НПГ "Тектоника", к.г.-м.н.

А.Е. Лукьянов

 

Оформить лицензию на пользование недрами с целью добычи подземных вод


Бурение скважины. Разрешение на бурение. Документы на скважину.


Постоянное удорожание стоимости природных ресурсов является заметной проблемой промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Одним из важнейших ресурсов является вода, используемая в целях хозяйственно–питьевого и технического водоснабжения. Современные условия подразумевают взимание платы за пользование источниками водоснабжения, а также оплату услуг по водоотведению и канализации. Как правило, монополистами в сфере водоснабжения являются муниципальные предприятия (водоканалы), которые устанавливают правила пользования водными ресурсами и размер платы за них. Несомненно, стоимость потребления воды в дальнейшем будет только расти, что заставляет искать альтернативные источники водоснабжения. Наиболее перспективным в этом плане является водоснабжение за счет подземных вод.

Подземные воды являются полезным ископаемым. Как следствие, владелец водозаборной скважины, используемой с целью добычи подземных вод, является недропользователем. В соответствие с законом РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах», предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленный бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода – геометризованного блока недр.

Лицензирование водозаборных скважин регламентируется приказами Министерства природных ресурсов № 710 «Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности» от 29 ноября 2004 г. и № 61 «Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей геологического изучения участков недр» от 15.03.2005г. Указанные документы можно найти на официальном сайте Департамента по недропользованию (Роснедра). Также на сайте можно найти перечни необходимых документов для формирования заявки на получение лицензии.

С начала 2011 года процедура получения лицензии на право добычи подземных вод стала более сложной. Ранее существовала практика выдачи лицензий, устанавливающих право добычи подземных вод, в отсутствие утвержденных запасов подземных вод по участку недропользования. Требование по подсчету запасов подземных вод включалось в качестве одного из пунктов лицензионного соглашения.

Новые правила требуют обязательного наличия протокола ТКЗ, утверждающего постановку запасов подземных вод по лицензионному участку недр на государственный учет. Без оцененных запасов подземных вод владелец водозаборной скважины может претендовать только на получения лицензии на право геологического изучения участка недр. В данном виде лицензии устанавливаются сроки выполнения геологоразведочных работ, результатом которых является подсчет запасов подземных вод и постановка их на государственный учет. Только после этого недропользователь может претендовать на получение лицензии на право добычи подземных вод.

Основной проблемой владельцев скважин при получении лицензии на право добычи подземных вод в нынешней ситуации становится оценка запасов. С начала 2011 года Роснедра вводят дополнительные требования, которые призваны привести процедуру подсчета запасов в соответствие действующему законодательству. Исследования по оценке запасов подземных вод являются видом геологоразведочных работ. На любые геологоразведочные работы должен быть составлен проект, содержащий сметный расчет, перечень необходимого оборудования, расход материалов, расчет трудозатрат, затрат времени, рекомендации по охране труда и экологической безопасности. Дальнейшие работы по оценке запасов подземных вод могут выполняться только в соответствие с утвержденным проектом.

Работы по проектированию по своему объему сравнимы с самими работами по оценке запасов подземных вод. Таким образом, в результате нововведений общие трудозатраты на проведение геологоразведочных работ с целью оценки запасов подземных вод возрастают ровно в два раза. Проектные материалы в обязательном порядке проходят государственную экспертизу, проводимую территориальными отделениями ФГУ «Государственная экспертиза запасов». После утверждения проекта проводятся работы по геологическому изучению недр. Отчет о выполненных работах также представляется на экспертизу. Соответственно, по новым правилам, проектные и отчетные материалы, касающиеся одного и того же объекта исследований, два раза проходят государственную экспертизу.

Из Положения о ГКЗ (Постановление Правительства РФ № 69 от 11.02.2005) следует, что экспертиза материалов геологоразведочных работ по оценке запасов подземных вод представляется важным условием учета, изучения и охраны данного ценного ресурса. Несомненно, экспертиза запасов должна проводиться по всем участкам недр, эксплуатируемым с целью добычи подземных вод. Однако, также несомненно, что государственная экспертиза должна быть независимой и объективной. К сожалению, данное условие выполняется не всегда.

Экспертами ГКЗ в большинстве случаев являются внештатные специалисты. То есть, для экспертизы привлекаются сотрудники различных коммерческих организаций, выполняющих работы по оценке запасов подземных вод, бурению и проектированию водозаборных скважин на договорной основе.

Эксперты прямо заинтересованы в результатах проводимой экспертизы. Понижая категории запасов подземных вод или относя месторождения к оцененным, они принуждают недропользователя выполнять дополнительные геологоразведочные работы. Тем самым эксперты, как сотрудники специализированных геологических организаций, лоббируют собственные интересы. Экспертиза запасов подземных вод нередко лишена объективности и может проводиться с нарушениями действующих нормативных документов. Отсутствие независимых экспертов противоречит п. 25 Руководства по организации и проведению экспертизы проектов геологического изучения недр (Приложение 1 к приказу № 83-орг ФГУ «ГКЗ» от 21.02.2011).

Таким образом, при проведении экспертизы запасов недропользователь должен быть готов отстаивать свои интересы и препятствовать неправомерному вмешательству со стороны Роснедра в сферу своих экономических интересов. К сожалению, узкая специализация геологоразведочных работ делают эту борьбу весьма затруднительной без привлечения сторонних независимых специалистов-гидрогеологов.

Несмотря на значительное усложнение процедуры лицензирования недропользования и проведения работ по геологическому изучению недр, существует ряд объективных требований по организации процесса добычи подземных вод, которые не могут претерпеть существенных изменений.

Обязательным условиям добычи подземных вод является учет количества добываемой воды и контроль показателей ее качества. Для получения лицензии на право пользования недрами с целью добычи подземных вод недропользователь должен предоставить данные режимных наблюдений, как минимум, за 1 год. Таким образом, при легализации существующих или бурении новых скважин в первую очередь следует позаботиться об организации мониторинговых наблюдений на водозаборе.

Для учета количества добываемой воды все скважины должны быть оборудованы водными счетчиками. Продолжительность работы водоподъемного оборудования и количество добываемой воды должны фиксироваться в специальном журнале (ПОД-11). Наравне с замерами дебита необходимо выполнять замеры уровней подземных вод во всех имеющихся эксплуатационных, резервных и наблюдательных скважинах. Частота замера уровня должна составлять не менее одного раза в месяц, положение уровня воды в скважине замеряется с точностью до 1 см. Для замера уровней необходимо использовать специальный прибор – электроуровнемер. Уровни всегда необходимо замерять в двух положениях – при выключенном насосе и при работающем, через несколько часов после включения или отключения.

Контроль качества подземных вод подразумевает отбор проб и проведение химического анализа на соответствие показателям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». Как правило, пробы для проведения общего химического анализа на сокращенный перечень компонентов и пробы на микробиологические показатели подземных вод отбираются ежеквартально. Проба на радиологические показатели отбирается раз в год. Также необходимо однократно отобрать пробу на полный перечень макро- и микрокомпонентов в соответствие с СанПиН 2.1.4.1074-01, чтобы подтвердить пригодность подземных вод для целей питьевого или хозяйственно-бытового водоснабжения.

Заявка на получение лицензии на право пользования недрами подразумевает оформление пакета документов, подтверждающих существование и осуществление деятельности юридического лица (владельца скважины) на законных основаниях, указывающих на отсутствие задолженностей перед государством в части неуплаты налогов или невыполнения условий лицензионных соглашений, выданных ранее, доказывающих финансовую состоятельность и техническую возможность выполнения работ на участке недр.

Следует отметить, что к заявке на получение лицензии также необходимо приложить ряд специализированных документов, таких, как паспорт или учетная карточка скважины, справка о регистрации скважины в Территориальном отделении фонда геологической информации, сведения о наличие или проектирование наблюдательной сети скважин, обзорную карту с нанесением участка недр, а также совмещенный план границ землепользования, расположения водозаборного сооружения и границ зоны санитарной охраны.

Сбор пакета документов, как правило, требует опыта общения с представителями Роснедра, знания правовой базы в сфере недропользования и профильного геологического образования. Данные о наличии у недропользователя квалифицированных специалистов для организации режимных наблюдений, изучении экологической и санитарной обстановки, выполнения работ по проектированию и реализации разведки участка недр является обязательным требованием при получении лицензии на право пользования недрами. Соответственно, остается рекомендовать владельцам водозаборных скважин при планировании работ по лицензированию и легализации добычи подземных вод привлекать квалифицированных независимых специалистов–гидрогеологов для проведения необходимого перечня работ и защиты своих интересов.


При копировании материалов, представленных на сайте, ссылка на первоисточник обязательна.


НПГ "Тектоника". Получение лицензии на скважину. Подсчет запасов подземных вод. Наши контакты

Главная


Hosted by uCoz