Лицензирование водозаборной скважины в Ленинградской области

Лукьянов А.Е.

Научно-производственная группа "Тектоника"

 

Оформление документов на водозаборную скважину в Ленинградской области.

Стоимость работ по лицензированию скважин и подсчету запасов подземных вод. Порядок формирования цен.

В соответствие с федеральным законом «О недрах», выдачу лицензий на водозаборные скважины, используемые как для хозяйственно-питьевого, так и технического водоснабжения, в Ленинградской области выполняет Департамент по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу (Севзапнедра). Эта же структура занимается выдачей лицензий на песок и иные стройматериалы, которые относятся к общераспространенным полезным ископаемым.

Получить лицензию самостоятельно владельцу водозаборной скважины достаточной сложно. Для этого, он должен, как минимум, заключить «договор о намерениях» с какой-либо специализированной организацией, готовой выполнить необходимые работы по геологическому изучению участка недр. Этот договор в обязательном порядке прилагается к заявке на получение лицензии на право пользования недрами.

Одной из основных задач работ по геологическому изучению участка недр артезианского водозабора является проведение режимных наблюдений за количеством добытой воды, положением уровней подземных вод в скважинах и качеством подземных вод посредством выполнения микробиологических и химических анализов. Т.е. проведение, так называемого, мониторинга подземных вод. Подробнее о том, что такое мониторинг и как он выполняется можно почитать в новостной рассылке – "Гидрогеология. Владельцам водозаборных скважин и не только", в выпуске – «Проект мониторинга».

Также при геологическом изучении участка недр необходимо выполнить опытные работы на водозаборе с целью расчета гидрогеологических параметров водоносного горизонта, таких как коэффициент водопроводимости Т (м2/сут), коэффициент фильтрации К (м/сут) и коэффициент уровне- или пьезопроводности а (м 2/сут). Эти параметры позволяют выполнить прогноз работы водозаборного сооружения в течение 25-летнего периода эксплуатации.

В последние годы Севзапнедра при первом обращении владельцев водозаборных скважин пристрастились вместо лицензии на право добычи подземных вод выдавать лицензию на геологическое изучение участка недр для целей водоснабжения.

Данная лицензия выдается на 3 года. В лицензионном соглашении прописываются условия по обязательной регистрации геологоразведочных работ, выполнении проекта геологоразведочных работ и выполнения работ по подсчету запасов подземных вод. Когда все указанные работы будут выполнены, недропользователь сможет получить уже окончательную лицензию на право добычи подземных вод.

Сразу же возникает вопрос: можно ли эксплуатировать водозаборную скважину, имея на руках лицензию на геологическое изучение? Ответ таков: если формально следовать букве закона – то нет. Эксплуатация месторождения и добыча полезного ископаемого, в соответствие с законом «О недрах», возможна только после утверждения запасов в ГКЗ.

Однако, на практике в период действия лицензии на геологическое изучение участка недр большинство недропользователей беспрепятственно ведут добычу подземных вод. С высокой долей вероятности можно говорить о том, что в ближайшие годы каких-либо карательных мер со стороны надзорных органов здесь предприниматься не будет.

Стоит отметить, что в Москве, например, лицензию на право добычи подземных вод вообще выдают сразу же. А работы по оценке запасов подземных вод прописывают в лицензионном соглашении к ней же. Почему на северо-западе действует иной порядок лицензирования водозаборных скважин – остается тайной.

Комплекс работ по получению лицензии на водозаборную скважину включает:

- получение лицензии на геологическое изучение участка недр;

- регистрацию геологоразведочных работ;

- выполнение проекта геологоразведочных работ с последующим утверждением в Территориальной комиссии по запасам;

- выполнение отчета с подсчетом запасов подземных вод с последующим утверждением в Территориальной комиссии по запасам;

- получение лицензии на право добычи подземных вод.

Стоимость данного перечня работ для участка одиночного водозабора в Ленинградской области составляет порядка 1 млн. рублей. Нередко – больше.

Цена эта очень высокая. Если вновь обратится к примеру Москвы и Московской области, то подобное удовольствие обходится там в 400-500 тыс. рублей.

Возникает закономерный вопрос: почему в Питере так дорого?

Ответ прост: уровень цен определяет сложившаяся ситуация на рынке услуг по лицензированию скважин.

Дело в том, что в Санкт-Петербурге действует крупный монополист – Петербургская комплексная геологическая экспедиция. Данная организация поглощает более половины всех договоров на выполнение работ по лицензированию водозаборных скважин и подсчету запасов подземных вод. Ни для кого не секрет, что причины такого невероятного экономического успеха кроются в тесном сотрудничестве Петербургской комплексной геологической экспедиции с отделом Лицензирования Департамента по недропользованию по СЗФО. Благо, оба учреждения располагаются в одном и том же здании.

Специалисты Петербургской комплексной экспедиции при заключении договоров заявляют прямо: «Мы пишем отчеты с подсчетом запасов подземных вод – мы же их и проверяем!» И действительно, большинство сотрудников экспедиции подрабатывают внештатными экспертами Территориальной комиссии по запасам. О таких мелочах, как свободное распоряжение материалами Территориального фонда геологической информации, в который другим организациям вход строго ограничен – не стоит и упоминать.

Ситуация с архивными данными, в целом, весьма интересная. Каждый недропользователь обязан сдавать материалы по своему артезианскому водозабору в Территориальный фонд геологической информации. При этом, получить взамен материалы по соседнему водозабору – достаточно проблематично. Даже, несмотря на то, что официально геологическая информация «как бы» находится в открытом доступе, в реальности возникает множество бюрократических препон. В то же самое время, сотрудники Комплексной экспедиции (вполне себе частной, а не государственной, организации) могут, что называется, открывать дверь в фонды – ногой. Материалы государственного архива нередко лежат в их рабочих столах месяцами.

Вполне естественно, что организация, обладающая монополией на рынке, полностью диктует ценовую политику в данной сфере. Отсюда – и высокий уровень цен на услуги по лицензированию скважин.

Ситуация усугубляется тем, что большинство недропользователей не решаются перечить сотрудникам Севзапнедра и самостоятельно искать организацию по выполнению данного вида работ. Они идут ровно туда, куда им указали. А именно – в комплексную экспедицию.

Между тем, в Ленинградской области работает большое количество специалистов-гидрогеологов, которые способны выполнять аналогичный перечень работ не хуже сотрудников комплексной экспедиции. Обычно, такие специалисты являются сотрудниками разного рода научных и проектных организаций горной и строительной отрасли. Работы по подсчету запасов подземных вод для них – оптимальный побочный заработок. Поэтому, устанавливаемая ими стоимость, как правило, значительно ниже действующих расценок.

В настоящее время на рынок работ по лицензированию скважин и подсчету запасов подземных вод выходит огромное количество экологических организаций. Обычная сфера их деятельности – составление бумаг для удовлетворения прихотей Росприродназора: разного рода ОВОСы, ПНООЛРы и т.п. Отличительная особенность этих документов – они существуют, покуда есть тот или иной пункт закона. Стоит измениться законодательству – и все они превращаются в ненужный ворох бумаги, в детские фантики, не оказывающие ровным счетом никакого влияния на улучшение экологической обстановки или сохранение естественного состояния природной среды. Разумеется, квалифицированных специалистов-гидрогеологов в шатате подобных организаций, как правило, нет.

При заключении договора такие «экологи» начинают спешно искать человека, способного выполнить работы по лицензированию и подсчету запасов подземных вод. И находят его, как правило, в тех самых Университетах и НИИ, сотрудники которых занимаются серьезными работами по инженерным изысканиям и проектированию горных предприятий и рудников, а в свободное время - подрабатывают в указанной сфере.

Разумеется, перепродажа работ через третьи руки – не способствует снижению их стоимости. Поэтому, зачастую уровень цен у немногочисленных конкурентов Петербургской комплексной экспедиции оказывается не намного ниже.

Существенно понизить ценовую планку сможет только открытая и свободная конкуренция. В свою очередь, инициировать этот процесс должны сами владельцы одиночных водозаборных скважин. Как только недропользователи приобретут привычку самостоятельно искать организации или отдельных специалистов по лицензированию водозаборных скважин, а не идти на поводу у чиновников, стоимость выполнения работ заметно упадёт.

Есть и другая объективная причина повышения стоимости работ по лицензированию скважин и подсчету запасов подземныхв вод в Ленинградской области по сравнению с тем же Центральным федеральным округом.

В связи с высоким потреблением подземных вод в Москве и области, Центрнедра ведут более жесткий контроль за соблюдением условий лицензионного соглашения. В частности, все владельцы водоазборных скважин ведут строгий учет количества добытой воды, все скважины в обязательном порядке оборудованы расходомерами. Также регулярно выполняются наблюдения за уровнем подземных вод и производится отбор проб для выполнения анализов.

Благодаря аккуратному ведению отчетной документации в течение года, на момент начала работ по оценке запасов подземных вод недропользователь имеет на руках все необходимые данные режимных наблюдений за состоянием подземных вод. Таким образом, исполнителю работ по подсчету запасов остается лишь оформить отчет на основании имеющихся сведений и предоставить его в Территориальную комиссию по запасам.

В Ленинградской области, напротив, большинство недропользователей не ведут строгого учета количества добытых подземных вод. Водозаборные скважины не оборудованы счетчиками расхода, пьезометрическими трубками и кранами для отбора проб. Отсутствие данных режимных наблюдений создает препятствие для выполнения работ по оценке запасов подземных вод. В случае, если бы владельцы водозаборных скважин сами проводили необходимые режимные наблюдения, они могли бы существенно сэкономить при заказе работ по подсчету запасов, которые являются основным требованием лицензионного соглашения и определяют высокую стоимость услуг по лицензированию водозаборных скважин.



При копировании материалов, представленных на сайте, ссылка на первоисточник обязательна.



НПГ "Тектоника". Получение лицензии на водозаборную скважину.

Главная



Hosted by uCoz